«Мы договорились!» - фраза, ради которой проводятся любые переговоры. Эту фразу очень хочется слышать в конце переговоров и именно ее чаще всего произносят менеджеры, удачно завершив переговоры с клиентом. Только ли менеджерская удача определяет результат работы? Что зависит от самого менеджера и влияет на принятие положительного решения клиентом?
В первую очередь, это подготовка. Этап переговоров, который опрометчиво игнорируют, полагаясь на авось, парад планет или благосклонность клиента. Вступать в переговоры без плана равносильно прогулке по минному полю – может повезет, а может и нет.
Если вам везет в 9 из 10 случаев, и вы успешно ведете переговоры и закрываете сделки - эта статья не для вас. Если же вы не готовы пустить дела на самотек - предлагаем подробнее рассмотреть нулевой этап переговоров, как способ повысить управляемость переговоров и оказать влияние на конечный результат. Из многочисленных моделей мы предлагаем выбрать наиболее важные шаги и объединить их в универсальный алгоритм подготовки к встрече с клиентом.
Итак, прежде всего, подготовку разделяем на 2 уровня:
1. Информационный - сбор информации о клиенте
2. Организационный - анализ информации и подготовка стратегии
Уровень 1. Сбор информации. Задача уровня: собрать максимум полезной информации:
- Об отрасли, в которой работает клиент.
- О компании.
- О представителе компании, с которым предстоит встреча.
Возможности: Информация позволит понять интересы клиента, а значит выбрать аргументы, которые будут им услышаны. Наличие личной информации сыграет роль при установлении контакта и формировании доверительных отношений.
Источники информации: - Сайт компании – официальная информация о структуре, сфере деятельности и истории компании;
- Порталы новостей, в том числе отраслевые, профессиональные сообщества – информация, имеющаяся в них, поможет установлению контакта и пониманию интересов компании;
- СМИ – дают информацию «со стороны», позволяют сформировать объективный взгляд на компанию;
- Рекламные материалы компании говорят о позиционировании и наиболее актуальных направлениях деятельности в текущий момент;
- Социальные сети, блоги, личные страницы сотрудников – позволят составить представление о личности человека, с которым предстоит вести переговоры.