Конфликт: тупик или возможность?

Конфликт в организации явление нередкое. В рабочем процессе сталкиваются интересы подразделений, отделов, руководителей и линейных сотрудников. В одном случае конфликт блокирует бизнес процессы, в другом – становится источником прогрессивных решений и мотиватором достижений.

Вопрос в том, какой из результатов нужен компании или режиссеру конфликтной ситуации. Знание закономерностей развития и угасания конфликта позволяет руководителю спровоцировать соревнование с другим отделом, повысить результативность конкретного сотрудника или приостановить принятие решения.

Конфликт в организации похож на огонь – оставленный без внимания он может стать источником опасности, затухнуть совсем или неожиданно разгореться.

При грамотном управлении и контроле, напротив, конфликт становится эффективным инструментом управления, балансирующим интересы рабочих групп. Одновременно выступая своеобразной лакмусовой бумажкой для оценки работоспособности организационных процессов и правильности распределения функционала.

Объективному восприятию конфликта, и, следовательно, возможности управления им мешают иллюзии и ложные рефлексы. Даниэль Дэна выделил следующие барьеры:

Иллюзия «плохого человека». Восприятие оппонента как противника с невысокими умственными способностями. Это мнение взаимно. К тому же, участники конфликта, находясь в сильном эмоциональном напряжении демонстрируют не лучшие стороны своего характера. И если в оценке себя можно допустить поблажки, то оценивая аналогичные действия противоположной стороны, будут использоваться самые нелестные эпитеты, в конечном итоге убеждающие в оценке оппонента как «плохого» Особенностью этой иллюзии уверенность, что оппонент является наглядным примером всех возможных недостатков. Взаимность этих суждений позволяет назвать их иллюзиями.

Иллюзия «камня преткновения». Необъективная оценка масштабности проблемы. Собственная проблема не может быть незначительной, в то время как сторонние беды оцениваются как легко решаемые. Это искажение действительности может стать серьезным препятствием для решения конфликта без вмешательства третьей стороны.
Иллюзия возможности выиграть за счет проигрыша другой стороны. Это как раз то с чем борется Гарвардская модель переговоров – однобокий взгляд на возможный исход переговоров. Иллюзия состоит в уверенности, что итог должен быть выиграл-проиграл, с обязательным соблюдением максимума собственных требований и безразличия к оппоненту.

Рефлекс убегания от противника: проявляется в нежелании признавать наличие проблемы и необходимости ее решения.
Рефлекс сражения, как защитная реакция на покушение со стороны противника провоцирует агрессию и нарастающую проверку силы.

Понравилось? Поделись с друзьями

Рекомендуем по этой теме

Подпишитесь на новые статьи

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях